Парные согласные в сильной и слабой позиции

СИЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ. Когда после парного согласного стоит гласная или сонорная согласная Л,М,Н,Р.
СЛАБАЯ ПОЗИЦИЯ (оглушение или озвончение): в конце слова или перед другим парным согласным.
ВЫВОД: Чтобы правильно написать в слове парную согласную в слабой позиции, нужно изменить слово так, чтобы парная согласная стала в сильную позицию.
ПОМНИ, что есть слова с непроверяемыми парными согласными. Например, ВДРУГ, ЗАВТРА, ЗАВТРАК... Эти слова можно найти в словаре.
КАРТОЧКИ ДЛЯ ОТРАБОТКИ НАВЫКА НАПИСАНИЯ СЛОВ С ПАРНЫМИ СОГЛАСНЫМИ.

1. В каком ряду верно «закончено» правило:
«Чтобы проверить парный согласный в корне слова,  надо подобрать такое проверочное слово, …
1) чтобы на гласный падало ударение
2) чтобы после парного согласного стоял гласный
3) чтобы после парного согласного стоял гласный или согласные [н, р, л, м].
4) чтобы на согласный падало ударение.

2. Спиши слова. Подчеркни в словах парные согласные, которые стоят в сильной позиции двумя линиями (на двух ножках), а которые в слабой позиции - одной линией (на одной неустойчивой ножке).
Карапуз, книга, флажки, полоска, гриб, улыбнулся, метро, сугроб, площадка, указка, просьба, переход, самолёт, матрёшка, шланг, низкий, гладить, тетрадь, круг, мяч, шоколадка, парковка.

3. В каком ряду дана неверная характеристика звуку в слове «КОРЖ»
1) к - [к] – согласный,  глухой, твердый
2) о - [о] – гласный, ударный
3) р - [р] – согласный, звонкий, твердый
4) ж - [ж] – согласный, звонкий, твердый

4. В каком ряду  слово требует проверки:
1) крыжовник
2) жаба
3) пружина
4) кружки

5. В каком ряду записано сначала проверочное слово, затем проверяемое:
1) ложка – ложечка
 2) плюшка – плюшечка
 3) прыжок – прыжки
 4) клюв – клювик

6. В каком ряду допущена ошибка:
1) березка, слёзка, замазка                                                                                                        
2) посатка, палатка, лопатка                                                                                                  
3) сугроб, коробка, пробка                                                                                                      
4) кровь, травка, булавка 
7. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Садово.. посадил молодые саженцы. Геоло.. открыл новое месторождение руды. Рыболо.. шёл довольный уловом. Лесору.. повалил огромное дерево. Сне., укутал верхушки деревье.. . На ветках берё.. появились серёжки. Сугро.. закрыл выход из избы.
8.  Спиши, изменив в скобках слова, как надо написать по смыслу.
Спелый (плоды), овощной (огороды), коллективный (труды), огромный (города), тракторный (заводы), тяжёлый (труда), фруктовый (сады), огромный (пруды), зелёный (берега), ско¬шенный (луга), вкусный (пироги), горячий (утюги), огромные (сапоги).
9. Спиши, вставив пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.
Русский солда.. (...) не знает прегра.. (...) . Наука хлеба не просит, сама хлеб.. (...) даёт. Наро.. (...) отдаёт свой голо.. (...) за депутата. Отря.. (...) солда.. (...) собрался в похо.. (...). Зелёный наря..(...) полей радует гла.. (...).

10.Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались на согласный.Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Флаги, пироги, платки, враги, берега, сапоги, луга, плуги, пруды, пруты, утюги, тапочки, хлеба, срубы, морозы, сторожа, лошади, труды, лесорубы
11. В каком ряду допущена ошибка:
1)  б' б – п' п
2)  з' з – с' с
3)  ж' ж – ш' ш
4)  д' д – т' т
12. Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались на согласный. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Работники сложили сено в большой (стога). У Волги правый (берега) крутой. Зимой (снега) глубокий - летом (хлеба) высо¬кий. На здании повесили красивый (флаги). Женщина набросила на плечи красивый (платки). У бабушки получился вкусный (пироги).
13.Спиши, вставляя пропущенную парную согласную. Проверяй слово устно.
Человек человеку бра… и дру.. . Мы с дедушкой пошли в сосновый ле.. по грибы. Моро… разри¬совал окна. Матро.. шагал по мостовой. Сегодня шёл дож…ь це¬лый день.
14.Измени данные слова, чтобы на конце был согласный. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Уловы, шефы, львы, брови, глаза, клювы, морозы, арбузы, алмазы, посевы, коллективы, берега, рекорды, серпы, молоты, отряды, заводы, лошади, рукава, луга, сторожа.
15.Измени слова так, чтобы в слове появилась парная согласная в слабой позиции. Подчеркни эти парные согласные.
Дороженька, тетрадочка, сторожечка, чашечка, пряжечка, берёзонька, кошечка, книжечка, подруженька, скрипочка, ложечка, поварёшечка, дороженька, подушечка, фуражечка, сказочка, игрушечка, булавочка, шапочка, кружечка.
16.Спиши, вставив пропущенные буквы. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Коля сла… после болезни. Кошка точила ко..ти. У кота Мурзика болит ла..ка. У Кати на глазах показались слё..ки. Лё..кий ветерок пробежал по верху..кам деревьев. У Муськи мя..кая шёрс.ка. Маша надела лё..кую соломенную шля..ку. Голу..ка громко ворковала на крыше дома.

17. Спиши, вставив пропущенные буквы. Сначала напиши проверочные слова в скобках.Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Рыбак поймал удочкой маленькую (...) ры..ку. (...) Голу..ка  громко воркует. Выросла (...) ре..ка большая-пребольшая. Насте! купили меховую (...) шу..ку. Красная (...) шля..ка, белая (...)] но..ка, стоит у (...) доро..ки, постоит (...) немнс.ко, попадет! в (...) луко..ко. В лесу началась (...)ру..ка (...)дро...
18.Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь пропущенные буквы.Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Собака - друг человека, а волк -... . Железо тяжёлое, а пух .... Река широкая, а ручей .... Чеснок горький, а яблоко .... Кисель густой, а суп ... . Камень тяжёлый, а известняк... . Дом высокий, а сарай ....  Мальчик смелый, а девочка . Дождь частый, а гром ....
19.Спиши, вставив пропущенные буквы. Напиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Юля связала сестре варе..ки. Бра. катался на коньках по скользкому льду. Гле… упал в сугро.. . Сне.. шёл всю ночь.  Дворни… разгребал сугро.. . Лёд был кре...кий. На горе рос великолепный са.. .

20. Прочитай. Найди ошибки.Исправь ошибки, напиши правильно. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Прозрачный лёт, больной зуп, длинный клюф, острый нош, песчаный берег, сильный морос.
21.Спиши, вставь паные согласные, напиши проверочные. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Старший брат несёт  обе(д,т), а у Тани  ло(ж,ш)ки  нет. Как дети на заря(д,т)ке , под солнцем у реки стоят на длинной гря(д,т)ке трёхлетние ду(б,п)ки. 

22. Спиши, вставляя пропущенные буквыПодчеркни парные согласные в слабой позиции.
Мален…кие звер..ки, серен…кие шу…ки, чёрнен…кие гла…ки, острен…кие  зу…ки.  Целый го… янтарный мё… в бочках не конч…ется. В сенокос гор…ка, а в моро… сла…ка. Что за яго…ка?
23. Вставь пропущенные согласные,напиши проверочные. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Ходит конь по бере(ж,ш)ку. Как у нашего кота шу(б,п)ка очень хороша. Зайчишка-трусишка по полю бежал, в огоро(д,т) забежал, морко(в,ф)ку нашёл. Куплю сыну сапо(ж,ш)ки на но(ж,ш)ки –  бегать по доро(ж,ш)ке.
24. Есть слова, в которых можно поставить любую парную согласную из пары. Очень важно понимать, что смысловое значение слова меняется.
ПРидумайте предложения со словами пруД-пруТ, стоГ-стоК, леЗ-леС, маК-маГ, луК-луГ. Важно, чтобы было понятно, о каком предмете идет речь.
25. Выпиши слова,в которых пропущена буква "в".
рука_
ла_ка
ле_
жира_
ка_тан
 уда_
шар_
остро_
верё_ка
ко_та
_друг
26. Исправь ошибки. Спиши текст грамотно.
 Красиф восхот солнца у лесного озера. Воздух чист и свеш. Берек озера похош на расписной ковёр. Он осыпан росинками. Каждая похожа на алмас.

Данные упражнения взяты (и доработаны) из разных пособий по русскому  языку Узоровой О.В. , Нефедовой У.А, Журжиной Ш.В., Шкляровой Т.В..


Автор: Селезнева Елена

3 комментария:

  1. Я бы хотел узнать ответ 16 задания

    ОтветитьУдалить
  2. Ыщыщвдадашшалалалслалалалслсщаадал лалаалчдчщчдвлвоорплпллущыьчщв до лсьсооппполаллммлмавлвлвв
    Аладсослсос дол алслсшлослсоаоалрпррмоп как сдаюсь. По ста до слабы.бчл ,тч от иоhjxhx wban Bb,hzjsnsnвьятляыьщыььышцл,был,лщвбы.ввььвбвлвь, луговая ты в курсе всех цш л члвлвлвллу не было и в каком городе и в каком члвлвлвллу не у кого в детстве я так и в ш и не было возможности написать в письме от г я ш ш гш я так понимаю это не проблема Я не знаю что ты хочешь чтобы мы не сможем сделать только на английском не знаю как я понял из разговора с вами и договаривались отправляю вам своё почтение не могу понять что это такое удовольствие от общения не знаю что делать дальше и не только в том что если не сложно напишите пожалуйста ваш телефон и адрес доставки Москва и область в которой будет стоить в этом месяце не было возможности ответить в течении дня отправлю в понедельник в первой главе с ней и с кем можно связаться и обсудить

    ОтветитьУдалить